ГОСТ Р 50681-2010
Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
Tourist services. Projection
of tourist services
Дата введения - 2011-07-01
Группа Т50
ОКС 03.080.30
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1
РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Национальный центр независимой
экспертизы", Департаментом туристской деятельности и международного
сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской
Федерации при участии ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт
сертификации" (ОАО "ВНИИС")
2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и
услуги средств размещения"
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 580-ст
4
ВЗАМЕН ГОСТ Р 50681-94
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.
Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.
Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.
Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения
ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования
ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения в значениях, установленных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [1], ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения
ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования
ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения в значениях, установленных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [1], ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 проектирование
туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка
технических и технологических документов на туристские услуги/туристский
продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями
путешествия.
3.2 комитмент: Условия
приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения с полной
или частичной предоплатой на определенный период времени (сезон).
3.3 метод
обслуживания туристов/экскурсантов: Способ реализации туристских услуг,
организационных и технологических мероприятий, осуществляемых в процессе
обслуживания туристов.
3.4 модель
туристской услуги: Набор требований, предъявляемых к туристской услуге и
согласованных с туристом/заказчиком туристского продукта, и учитывающих
возможности туроператора и соисполнителей услуг.
3.5 "портфель
экскурсовода": Условное наименование комплекта информационных
материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем,
репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения
экскурсии.
3.6 программа
обслуживания туристов: Перечень предоставляемых услуг, посещаемых объектов
показа и досуговых мероприятий, сформированный в определенной
последовательности, с указанием времени, места и условий обслуживания.
3.7 технические
условия (в туризме): Документ, устанавливающий технические, проектные и
другие характеристики туристских услуг и процессов их оказания.
3.8 технологическая
инструкция в туризме: Документ, устанавливающий порядок и правила
выполнения отдельных операций при оказании конкретных туристских услуг.
3.9 технология
процессов оказания туристских услуг: Комплекс составленных в определенной
последовательности технологических операций, выполняемых во время предоставления
туристских услуг.
3.10 технологическая
карта туристского путешествия: Документ, отражающий содержание программы,
описание последовательности выполнения операций и условий обслуживания туристов
во время осуществления путешествия по конкретному маршруту.
3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.
3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.
3.12 туристский
маршрут (трасса туристского похода): маршрут следования туристов
(экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и
включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов,
природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных,
спортивных и других целях.
3.13 соисполнители туристских услуг: Организации и предприятия туристской индустрии, а также частные предприниматели, оказывающие отдельные услуги (средства размещения, предприятия питания, транспортные предприятия, выставочные комплексы, музеи и т.п.), по договорам, заключаемым с туроператорскими компаниями при формировании туристского продукта.
3.14 стандарты работы персонала: Документы, разработанные для каждой категории работников туристской организации и содержащие описание технологических процессов оказания услуг, а также основные требования к квалификации, внешнему виду, правилам поведения в процессе оказания туристских услуг.
3.15 элотмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения, предусматривающие бронирование определенного количества мест/номеров и оплату за конкретный период проживания определенной группы туристов.
3.13 соисполнители туристских услуг: Организации и предприятия туристской индустрии, а также частные предприниматели, оказывающие отдельные услуги (средства размещения, предприятия питания, транспортные предприятия, выставочные комплексы, музеи и т.п.), по договорам, заключаемым с туроператорскими компаниями при формировании туристского продукта.
3.14 стандарты работы персонала: Документы, разработанные для каждой категории работников туристской организации и содержащие описание технологических процессов оказания услуг, а также основные требования к квалификации, внешнему виду, правилам поведения в процессе оказания туристских услуг.
3.15 элотмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения, предусматривающие бронирование определенного количества мест/номеров и оплату за конкретный период проживания определенной группы туристов.
4 Основные положения
4.1
Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией,
предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также
саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в
сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых
туристских продуктов.
4.2
Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим
заданием, разрабатываемым туроператором с учетом следующих основных факторов:
- конъюнктуры рынка туристских услуг;
- запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги);
- состояния и структуры объектов туристской индустрии;
- межрегионального кластерного подхода;
- результатов маркетинговых исследований;
- обеспечения безопасности туристских услуг;
- защиты прав потребителей туристских услуг;
- предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора;
- соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований;
- наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями.
- конъюнктуры рынка туристских услуг;
- запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги);
- состояния и структуры объектов туристской индустрии;
- межрегионального кластерного подхода;
- результатов маркетинговых исследований;
- обеспечения безопасности туристских услуг;
- защиты прав потребителей туристских услуг;
- предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора;
- соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований;
- наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями.
4.3
Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского
продукта/услуги утверждаются руководителем туроператорской
компании/организации-соисполнителя туристской услуги.
4.4
Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими
и технологическими требованиями.
4.5 К
техническим требованиям в туристской индустрии относятся:
- требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;
- требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;
- регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д.
- требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;
- требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;
- регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д.
4.5.1
Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни,
здоровья и имущества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для
потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с
законодательством, а также по ГОСТ Р 50644 и ГОСТ Р 50690.
4.6 К
технологическим требованиям в туристской индустрии относятся
- требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.);
- требования, предусмотренные в технологических инструкциях;
- требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами;
- квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.
- требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.);
- требования, предусмотренные в технологических инструкциях;
- требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами;
- квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.
5 Основные этапы проектирования
туристских услуг
5.1
Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:
- составление моделей туристских услуг;
- разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;
- установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;
- определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;
- утверждение документов на проектируемые туристские услуги.
- составление моделей туристских услуг;
- разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;
- установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;
- определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;
- утверждение документов на проектируемые туристские услуги.
5.2
При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают
следующие факторы:
- вид туристской услуги;
- основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);
- маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);
- перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок)
- метод обслуживания туристов;
- перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).
- вид туристской услуги;
- основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);
- маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);
- перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок)
- метод обслуживания туристов;
- перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).
5.3
Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги
осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой
характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя
и исполнителя значения.
5.3.1
Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов
являются:
- соответствие назначению;
- безопасность;
- точность и своевременность исполнения;
- эргономичность;
- комфортность;
- эстетичность;
- информативность;
- доступность.
Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.
- соответствие назначению;
- безопасность;
- точность и своевременность исполнения;
- эргономичность;
- комфортность;
- эстетичность;
- информативность;
- доступность.
Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.
5.3.2
Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:
- категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;
- количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;
- обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.
- категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;
- количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;
- обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.
5.4
Установление технических и технологических требований при проектировании
туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и
реализации туристского продукта.
5.4.1
Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий,
технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и
других документов.
5.5
Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят
по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих
проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля
на соответствие запроектированным характеристикам.
5.6
Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится
специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений
туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.
5.6.1
Анализ проводится с целью подтверждения:
- соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;
- соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;
- эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.
- соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;
- соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;
- эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.
5.6.2
Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение
несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное
обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).
5.6.3
Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания
технических документов на проектируемые туристские услуги.
5.7
Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется
руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке
заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги
согласовываются с заказчиком.
Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.
6 Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг
Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.
6 Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг
6.1
Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы
обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:
- разработку маршрута путешествия;
- формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.);
- установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;
- формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;
- разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;
- определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;
- установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);
- определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;
- определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;
- разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.
- разработку маршрута путешествия;
- формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.);
- установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;
- формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;
- разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;
- определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;
- установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);
- определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;
- определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;
- разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.
6.2
При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно
составляется перечень соисполнителей - зарубежных туроператоров с указанием их
возможностей по приему и обслуживанию российских туристов.
6.3
Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет
схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские
услуги. Примеры схем приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги
Таблица 1 - Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги
|
|
Соисполнитель
(поставщик туристских услуг)
|
Возможные схемы взаимодействия
|
Авиакомпании
|
1 Реализация билетов на регулярные рейсы.
2 Организация чартерного рейса. 3 Организация чартерных программ. 4 Участие в чартерных программах. |
Гостиницы и другие средства
размещения
|
1 Аренда средства размещения.
2 Приобретение (покупка) блока мест на условиях комитмента. 3 Приобретение (покупка) блока мест на условиях элотмента. 4 Безотзывное бронирование. 5 Приоритетное бронирование. 6 Сотрудничество на условиях повышенной комиссии. 7 Сотрудничество на условиях стандартной комиссии по разовым заявкам. |
Предприятия (компании)
железнодорожного транспорта
|
1 Реализация железнодорожных билетов.
2 Формирование туристских поездов. 3 Формирование прицепных вагонов. |
Предприятия, осуществляющие морские и речные перевозки
|
Фрахт водного судна
|
Автотранспортные предприятия (компании)
|
Аренда автобуса (автомобиля)
|
Экскурсионные организации (бюро и
др.)
|
1 Организация индивидуальных/групповых экскурсий.
2 Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионной организации |
6.4
Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:
- карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;
- технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А);
- информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б);
- листок с дополнительной информацией;
- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
- стандарты работы персонала.
Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997.
- карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;
- технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А);
- информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б);
- листок с дополнительной информацией;
- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
- стандарты работы персонала.
Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997.
6.5
Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной
опасности) предусматривает следующие этапы:
- проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;
- подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;
- расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;
- определение потребности в инструкторах-проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;
- подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;
- определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.
- проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;
- подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;
- расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;
- определение потребности в инструкторах-проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;
- подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;
- определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.
6.5.1
Разработка трасс туристских походов (маршрутов повышенной опасности) должна
осуществляться на территориях с благоприятными природными условиями,
отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям,
установленным законодательством, а также учитывать реальные возможности для
развития конкретного вида туризма на данной территории.
6.5.2
Документальной основой проектирования услуги "туристский поход"
(маршрута повышенной опасности) является отчет о проведении инспекционного обследования
маршрута туристского похода. Примерная структура и основное содержание отчета
приведены в приложении В.
6.5.3
Результатом проектирования услуги "Туристский поход" (маршрута
повышенной опасности) являются:
- паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г);
- информационные материалы (памятки и др.);
- инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
- инструкции для персонала;
- стандарты работы персонала;
- порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут.
- паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г);
- информационные материалы (памятки и др.);
- инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
- инструкции для персонала;
- стандарты работы персонала;
- порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут.
6.6
Проектирование экскурсионных услуг предусматривает определение:
- тематической направленности экскурсий;
- объектов осмотра;
- продолжительности экскурсий;
- объема и качества предоставляемой информации;
- способа перемещения по маршруту экскурсии.
- тематической направленности экскурсий;
- объектов осмотра;
- продолжительности экскурсий;
- объема и качества предоставляемой информации;
- способа перемещения по маршруту экскурсии.
6.6.1
Результатом проектирования услуги "Экскурсия" являются следующие
технологические документы:
- технологические карты экскурсии (см. приложение Д);
- контрольный текст экскурсии;
- материалы "портфеля экскурсовода";
- схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е);
- перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
- инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
- инструкции для персонала;
- стандарты работы персонала;
- дополнительная информация.
- технологические карты экскурсии (см. приложение Д);
- контрольный текст экскурсии;
- материалы "портфеля экскурсовода";
- схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е);
- перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
- инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
- инструкции для персонала;
- стандарты работы персонала;
- дополнительная информация.
6.6.2
Контрольный текст экскурсии - это технологический документ, включающий научное,
актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На
основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст,
отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных
экскурсантов.
Приложение А
(рекомендуемое)
Примерный образец технологической карты туристского
путешествия
|
|
|
|
|
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|||||
|
Руководитель туристской
организации
инициалы, фамилия личная подпись, печать |
|||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТУРИСТСКОГО
ПУТЕШЕСТВИЯ
на __________ 20 __ г. |
||||||
Маршрут
путешествия
|
||||||
|
наименование и вид маршрута
|
|||||
Протяженность
маршрута (км)
|
||||||
|
|
|||||
Продолжительность
путешествия (суток)
|
||||||
|
|
|||||
Число
туристов в группе (рекомендуемое)
|
||||||
|
|
|||||
Стоимость
(ориентировочная)
|
||||||
|
|
|||||
Программа
обслуживания туристов в путешествии по маршруту
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Населенные пункты, расстояния
между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него
|
Наименование
объектов туристской индустрии, оказывающих услуги размещения и условия
размещения
|
Запланированные
туристские и экскурсионные услуги. Наименование экскурсий (с перечнем
основных объектов показа), туристских походов и т.п.
|
Перевозка
туристов
|
Другие
услуги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Визовая
поддержка и оформление въездных и выездных документов (перечень организаций,
осуществляющих помощь в оформлении документов):
|
|||||
|
|
||||
|
|
||||
Размещение
туристов осуществляется следующими средствами размещения (перечислить
наименования, месторасположение, категорию средства размещения и номеров в
соответствии и другие особенности на каждом этапе):
|
|||||
|
|
||||
Перевозки
осуществляются предприятиями (перечислить наименования предприятий,
месторасположение, вид перевозки на каждом этапе, класс обслуживания):
|
|||||
|
|
||||
Питание
туристов осуществляются предприятиями (перечислить наименования, типы
предприятий питания, месторасположение, формы и методы обслуживания
туристов):
|
|||||
|
|
||||
Экскурсионные
услуги (перечислить наименования организаций или индивидуальных
предпринимателей, виды экскурсий, тематику экскурсий в каждом пункте по
маршруту):
|
|||||
|
|
||||
Услуги
по организации досуга туристов и другие дополнительные услуги (перечислить
наименования предприятий, месторасположение, виды услуг на каждом этапе,
категорию объектов туристской индустрии:
|
|||||
|
|
||||
Подписи
руководителей и печати предприятий, обслуживающих маршрут
|
|||||
|
|
||||
Краткое
описание путешествия (повторяется в информационном листке к туристской
путевке):
|
Приложение
Б
(рекомендуемое)
(рекомендуемое)
Примерный перечень дополнительной информации
1
Информация о возрастных ограничениях, обслуживании туристов с детьми, семейных
маршрутах, ограничениях и рекомендациях для туристов с ограниченными
физическими возможностями.
2
Специальная информация для туристских путешествий в соответствии с видом
путешествия.
3
Прочая информация и рекомендации.
Примечание - Целесообразно отмечать, что лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по туристским маршрутам не рекомендуется.
Примечание - Целесообразно отмечать, что лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по туристским маршрутам не рекомендуется.
Приложение
В
(рекомендуемое)
(рекомендуемое)
Примерная структура и основное содержание отчета о
проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода
Текст отчета может содержать следующие разделы:
1
Справочные сведения о районе похода: особенности района похода определяют
тактические и технические решения при подготовке и проведении похода.
2
Сведения о походе: содержат подробные данные о маршруте похода, его протяженности
и продолжительности, перечень его отдельных этапов с различными способами
передвижения.
3
Организация похода, в т.ч. обоснование выбора данного маршрута.
4
График движения и техническое описание похода, включая описание мер по обеспечению
безопасности, возможным экстремальным ситуациям, способам ориентирования в
условиях ограниченной видимости и т.п.
5 Итоги похода, выводы и рекомендации с
описанием наиболее характерных особенностей района и похода.
6 Перечень использованных материалов,
литературы, туристских отчетов и других источников информации при подготовке
похода и составлении отчета.
7 Приложения:
- списки личного и группового снаряжения,
рекомендации по комплектованию снаряжения и инвентаря;
- рацион питания в походе, информация о
возможном пополнении продуктов в пути;
- масса продуктов и снаряжения на группу и
на одного участника похода;
- смета расходов на поход;
- расписание работы транспорта, узлов
связи, расположение пунктов медицинской помощи;
- фотографии (зарисовки) к отчету,
характеризующие сложные участки маршрута похода, природу и
достопримечательности района;
- обзорная карта района похода с
нанесенным на ней маршрутом, его запасными вариантами, обозначенными
направлениями движения, местами ночлегов, предприятиями и ориентирами, местами
съемок основных фотографий. Карту дополняют эскизами наиболее сложных участков
похода с указанием путей их преодоления.
Приложение Г
(рекомендуемое)
Примерный
образец паспорта трассы туристского похода
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПАСПОРТ ТРАССЫ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА
|
||||||||||
1 Наименование туристской
организации
|
||||||||||
|
|
|||||||||
Вид туризма
|
, трасса похода
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||
наименование основных
географических пунктов
|
||||||||||
Протяженность
|
км, продолжительность
|
сут
|
||||||||
|
|
|
|
|
||||||
Число туристов в одной
группе
|
чел.
|
|||||||||
|
|
|
||||||||
Период похода с
|
по
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Паспорт составлен
|
|
||||
|
дата
|
|
|||
Изменения внесены
|
на с.
|
(перечислить)
|
|||
|
дата
|
|
номера
страниц
|
|
|
Экземпляры паспорта направлены для согласования:
|
|||||
1
|
|||||
|
|
||||
2
|
|||||
|
|
||||
3
|
|||||
|
|
||||
4
|
|||||
|
|
||||
2 План прохождения трассы
туристского похода
|
|
|
|
|
День пути
|
Участки
трассы
|
Протяженность,
км
|
Способ
передвижения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого с активными способами
передвижения
|
км
|
||
|
|
|
|
3 Схема трассы похода (допускается вклейка карт и схем в
масштабе с обозначением трассы похода)
Условные обозначения: |
|||
|
трасса похода
запасные варианты трассы места ночлегов приюты |
места укрытий
пункты медицинской помощи пункты связи (указать вид связи) |
|
Краткая характеристика трассы
туристского похода.
Описание сложных участков трассы туристского похода |
|||
4 Сведения о климате в районе
трассы похода (заполняют только на период работы данного маршрута)
|
|
|
|
|
|
Сведения
|
Месяцы
|
|||
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
И
т.п.
|
Температура, °С:
- средняя; - минимальная; - максимальная |
|
|
|
|
Скорость ветра, м/с:
- средняя; - максимальная |
|
|
|
|
Среднее количество осадков
|
|
|
|
|
|
5 Возможные стихийные явления и
действия группы при их возникновении
6 Требования к предпоходной подготовке туристов Теоретические и практические занятия на турбазе |
|
|
|
|
N
|
Тема
|
Число
часов занятий
|
Форма
проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 Рекомендации для текста
информационного листка к путевке
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
В текст путевки вносят рекомендации, касающиеся
туристского снаряжения, одежды, обуви и т.д.
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
8 Туристское снаряжение для прохождения трассы:
а) предоставляемое туристской организацией по путевке, в т.ч.: |
|||||||||||||||
- групповое (на
|
туристов и одного инструктора)
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
- личное (на
|
туристов)
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
б) предоставляемое за
дополнительную плату
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
9 Благоустройство трассы похода
Маркировка |
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
Приюты, места ночлегов и укрытий,
благоустройство трассы
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||
Директор
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
Старший инструктор
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
"СОГЛАСОВАНО"
(подписи согласующих организаций) |
|||||||||||||||
Рекомендации
по составлению паспорта:
1 Паспорт составляют отдельно на трассу каждого основного или тренировочного похода продолжительностью более 1 сут. 2 Паспорт составляет туристская организация, которая начинает организацию похода. 3 Сведения о климате и возможных стихийных явлениях в районе путешествия заносят по данным наблюдений гидрометеослужбы. 4 Паспорт направляют каждой туристской организации, участвующей в обслуживании туристов на трассе похода. 5 Изменения, возникшие в процессе эксплуатации трассы похода, должны быть в месячный срок внесены во все экземпляры паспорта. При необходимости заменяют отдельные листы или составляют новый паспорт. |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Приложение
Д
(рекомендуемое)
Примерный образец технологической
карты экскурсий
|
УТВЕРЖДАЮ
|
||||||||||||||
|
Руководитель туристской
организации
инициалы, фамилия личная подпись, печать |
||||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
на __________ 20 __ г. |
|||||||||||||||
Тема экскурсии
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
Продолжительность (ч)
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
Протяженность (км)
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
Автор-разработчик
|
|||||||||||||||
|
автор, коллектив авторов,
организация
|
||||||||||||||
Содержание экскурсии
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
Маршрут экскурсии
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
в т.ч. варианты маршрута (летний,
зимний)
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Участки (этапы) перемещения по
маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном
участке маршрута
|
Места
остановок
|
Объект
показа
|
Продолжи-
тельность осмотра в минутах |
Основное
содержание информации
|
Указание
по органи-
зации* |
Методические
указания**
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
* Указываются
предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов
из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии. |
Приложение Е
(рекомендуемое)
Примерный образец схемы маршрута
транспортной экскурсии
|
|
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ
|
||
|
Руководитель туристской
организации
инициалы, фамилия личная подпись, печать |
||
СХЕМА МАРШРУТА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСКУРСИИ
|
|||
Маршрут экскурсии
|
|||
|
перечень объектов показа
|
||
Продолжительность (ч)
|
|||
|
|
||
Протяженность (км)
|
|||
|
|
||
Схема маршрута
|
|
||
[графическое представление участков перемещения, мест
остановок с обозначением продолжительности (мин) и протяженности (км)]
|
|||
Расшифровка схемы маршрута:
1 Перечень географических точек следования транспорта по маршруту. 2 Перечень остановок. 3 Обозначение места начала экскурсии. |
|||
"СОГЛАСОВАНО" (при
необходимости)
(подписи согласующих организаций) Дата |
Библиография
[1] Федеральный закон от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и
сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011
Топосъемка земельного участка – это картина геодезических изысканий, который считается картографической почвой для сотворения проекта каждого строительства, еще неотъемлемой составляющей разрешительной градостроительной документации. В практическом применении топографическая съемка наиболее нередко востребована для обеспечивания работ по газификации, получения разрешения на строительство, подготовки ГПЗУ, межевания и корректировки границ кадастра. Необходимость заказать вынос участка в натуру топосъемку есть у собственников личных земляных участков и домов, кадастровых инженеров, проектировщиков и строителей, застройщиков, риелторов и агентов недвижимости.
ОтветитьУдалить