ГОСТ Р 50681-2010


ГОСТ Р 50681-2010
Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
 Tourist services. Projection of tourist services
 Дата введения - 2011-07-01
Группа Т50
ОКС 03.080.30
Предисловие 

     Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
     

Сведения о стандарте

     1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Национальный центр независимой экспертизы", Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации при участии ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")
     
     2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"
     
     3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 580-ст
     
     4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50681-94
    
    
     Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
     
1 Область применения
     Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.
     Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.
    
2 Нормативные ссылки
     В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
     ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения
     ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования
     ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
     ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
     ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
    
     3 Термины и определения
     В настоящем стандарте применены термины и определения в значениях, установленных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [1], ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:
     3.1 проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.
     3.2 комитмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения с полной или частичной предоплатой на определенный период времени (сезон).
     3.3 метод обслуживания туристов/экскурсантов: Способ реализации туристских услуг, организационных и технологических мероприятий, осуществляемых в процессе обслуживания туристов.
     3.4 модель туристской услуги: Набор требований, предъявляемых к туристской услуге и согласованных с туристом/заказчиком туристского продукта, и учитывающих возможности туроператора и соисполнителей услуг.
     3.5 "портфель экскурсовода": Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.
     3.6 программа обслуживания туристов: Перечень предоставляемых услуг, посещаемых объектов показа и досуговых мероприятий, сформированный в определенной последовательности, с указанием времени, места и условий обслуживания.
     3.7 технические условия (в туризме): Документ, устанавливающий технические, проектные и другие характеристики туристских услуг и процессов их оказания.
     3.8 технологическая инструкция в туризме: Документ, устанавливающий порядок и правила выполнения отдельных операций при оказании конкретных туристских услуг.
     3.9 технология процессов оказания туристских услуг: Комплекс составленных в определенной последовательности технологических операций, выполняемых во время предоставления туристских услуг.
     3.10 технологическая карта туристского путешествия: Документ, отражающий содержание программы, описание последовательности выполнения операций и условий обслуживания туристов во время осуществления путешествия по конкретному маршруту.
          3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.
     3.12 туристский маршрут (трасса туристского похода): маршрут следования туристов (экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях.
    3.13 соисполнители туристских услуг: Организации и предприятия туристской индустрии, а также частные предприниматели, оказывающие отдельные услуги (средства размещения, предприятия питания, транспортные предприятия, выставочные комплексы, музеи и т.п.), по договорам, заключаемым с туроператорскими компаниями при формировании туристского продукта.
     3.14 стандарты работы персонала: Документы, разработанные для каждой категории работников туристской организации и содержащие описание технологических процессов оказания услуг, а также основные требования к квалификации, внешнему виду, правилам поведения в процессе оказания туристских услуг.
      3.15 элотмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения, предусматривающие бронирование определенного количества мест/номеров и оплату за конкретный период проживания определенной группы туристов.
     
4 Основные положения
     4.1 Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов.
     4.2 Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым туроператором с учетом следующих основных факторов:
     - конъюнктуры рынка туристских услуг;
     - запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги);
       - состояния и структуры объектов туристской индустрии;
     - межрегионального кластерного подхода;
     - результатов маркетинговых исследований;
     - обеспечения безопасности туристских услуг;
     - защиты прав потребителей туристских услуг;
     - предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора;
     - соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований;
     - наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями.
     4.3 Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского продукта/услуги утверждаются руководителем туроператорской компании/организации-соисполнителя туристской услуги.
     
     4.4 Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями.
     4.5 К техническим требованиям в туристской индустрии относятся:
     - требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;
     - требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;
     - регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д.
     4.5.1 Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с законодательством, а также по ГОСТ Р 50644 и ГОСТ Р 50690.
     4.6 К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся
     - требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.);
     - требования, предусмотренные в технологических инструкциях;
     - требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами;
     - квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.
    
5 Основные этапы проектирования туристских услуг
     
     5.1 Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:
     - составление моделей туристских услуг;
     - разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;
     - установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;
     - определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;
     - утверждение документов на проектируемые туристские услуги.
     
     5.2 При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:
     - вид туристской услуги;
     - основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);
         - маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);
          - перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок)
     - метод обслуживания туристов;
    
     - перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).
     
     5.3 Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.
     
     5.3.1 Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:
    
     - соответствие назначению;
    
     - безопасность;
    
     - точность и своевременность исполнения;
    
     - эргономичность;
    
     - комфортность;
    
     - эстетичность;
    
     - информативность;
    
     - доступность.
    
     Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.
     
     5.3.2 Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:
    
     - категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;
    
     - количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;
    
     - обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.
     
     5.4 Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
     
     5.4.1 Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.
     
     5.5 Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.
     
     5.6 Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.
     
     5.6.1 Анализ проводится с целью подтверждения:
    
     - соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;
    
     - соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;
    
     - эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.
     
     5.6.2 Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).
     
     5.6.3 Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги.
     
     5.7 Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.
    
     Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.
    
     6 Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг
     
     6.1 Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:
    
     - разработку маршрута путешествия;
    
     - формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.);
    
     - установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;
    
     - формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;
    
     - разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;
    
     - определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;
    
     - установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);
    
     - определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;
    
     - определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;
    
     - разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.
     
     6.2 При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей - зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов.
     
     6.3 Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 1.
    
Таблица 1 - Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги
     


Соисполнитель (поставщик туристских услуг)
Возможные схемы взаимодействия
Авиакомпании 
1 Реализация билетов на регулярные рейсы.

2 Организация чартерного рейса.

3 Организация чартерных программ.

4 Участие в чартерных программах.
Гостиницы и другие средства размещения 
1 Аренда средства размещения.

2 Приобретение (покупка) блока мест на условиях комитмента.

3 Приобретение (покупка) блока мест на условиях элотмента.

4 Безотзывное бронирование.

5 Приоритетное бронирование.

6 Сотрудничество на условиях повышенной комиссии.

7 Сотрудничество на условиях стандартной комиссии по разовым заявкам.
Предприятия (компании) железнодорожного транспорта 
1 Реализация железнодорожных билетов.

2 Формирование туристских поездов.

3 Формирование прицепных вагонов.
Предприятия, осуществляющие морские и речные перевозки
Фрахт водного судна 
Автотранспортные предприятия (компании)
Аренда автобуса (автомобиля)
Экскурсионные организации (бюро и др.)
1 Организация индивидуальных/групповых экскурсий.

2 Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионной организации
    
     
     6.4 Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:
    
     - карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;
    
     - технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А);
    
     - информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б);
    
     - листок с дополнительной информацией;
    
     - перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
    
     - стандарты работы персонала.
    
     Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997.
     
     6.5 Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной опасности) предусматривает следующие этапы:
    
     - проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;
    
     - подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;
    
     - расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;
    
     - определение потребности в инструкторах-проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;
    
     - подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;
    
     - определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.
     
     6.5.1 Разработка трасс туристских походов (маршрутов повышенной опасности) должна осуществляться на территориях с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным законодательством, а также учитывать реальные возможности для развития конкретного вида туризма на данной территории.
     
     6.5.2 Документальной основой проектирования услуги "туристский поход" (маршрута повышенной опасности) является отчет о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода. Примерная структура и основное содержание отчета приведены в приложении В.
     
     6.5.3 Результатом проектирования услуги "Туристский поход" (маршрута повышенной опасности) являются:
    
     - паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г);
    
     - информационные материалы (памятки и др.);
    
     - инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
    
     - перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
    
     - инструкции для персонала;
    
     - стандарты работы персонала;
    
     - порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут.
     
     6.6 Проектирование экскурсионных услуг предусматривает определение:
    
     - тематической направленности экскурсий;
    
     - объектов осмотра;
    
     - продолжительности экскурсий;
    
     - объема и качества предоставляемой информации;
    
     - способа перемещения по маршруту экскурсии.
     
     6.6.1 Результатом проектирования услуги "Экскурсия" являются следующие технологические документы:
    
     - технологические карты экскурсии (см. приложение Д);
    
     - контрольный текст экскурсии;
    
     - материалы "портфеля экскурсовода";
    
     - схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е);
    
     - перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
    
     - инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
    
     - инструкции для персонала;
    
     - стандарты работы персонала;
    
     - дополнительная информация.
     
     6.6.2 Контрольный текст экскурсии - это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.


Приложение А
(рекомендуемое)
Примерный образец технологической карты туристского путешествия 
     








УТВЕРЖДАЮ

Руководитель туристской организации

инициалы, фамилия

личная подпись, печать
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТУРИСТСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
на __________ 20 __ г.
     Маршрут путешествия 

наименование и вид маршрута
     Протяженность маршрута (км)


     Продолжительность путешествия (суток)


     Число туристов в группе (рекомендуемое)


     Стоимость (ориентировочная)


     Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту 


     





Населенные пункты, расстояния между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него
Наименование объектов туристской индустрии, оказывающих услуги размещения и условия размещения 
Запланированные туристские и экскурсионные услуги. Наименование экскурсий (с перечнем основных объектов показа), туристских походов и т.п.
Перевозка туристов 
Другие услуги 





    
     






     Визовая поддержка и оформление въездных и выездных документов (перечень организаций, осуществляющих помощь в оформлении документов):




     Размещение туристов осуществляется следующими средствами размещения (перечислить наименования, месторасположение, категорию средства размещения и номеров в соответствии и другие особенности на каждом этапе):


     Перевозки осуществляются предприятиями (перечислить наименования предприятий, месторасположение, вид перевозки на каждом этапе, класс обслуживания):


     Питание туристов осуществляются предприятиями (перечислить наименования, типы предприятий питания, месторасположение, формы и методы обслуживания туристов):


     Экскурсионные услуги (перечислить наименования организаций или индивидуальных предпринимателей, виды экскурсий, тематику экскурсий в каждом пункте по маршруту):


     Услуги по организации досуга туристов и другие дополнительные услуги (перечислить наименования предприятий, месторасположение, виды услуг на каждом этапе, категорию объектов туристской индустрии:


     Подписи руководителей и печати предприятий, обслуживающих маршрут 


     Краткое описание путешествия (повторяется в информационном листке к туристской путевке):
  

Приложение Б
(рекомендуемое)
Примерный перечень дополнительной информации 
     
     1 Информация о возрастных ограничениях, обслуживании туристов с детьми, семейных маршрутах, ограничениях и рекомендациях для туристов с ограниченными физическими возможностями.
     
     2 Специальная информация для туристских путешествий в соответствии с видом путешествия.
     
     3 Прочая информация и рекомендации.
    
     Примечание - Целесообразно отмечать, что лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по туристским маршрутам не рекомендуется.

  
Приложение В
(рекомендуемое)
Примерная структура и основное содержание отчета о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода 
    
     Текст отчета может содержать следующие разделы:
     
     1 Справочные сведения о районе похода: особенности района похода определяют тактические и технические решения при подготовке и проведении похода.
     
     2 Сведения о походе: содержат подробные данные о маршруте похода, его протяженности и продолжительности, перечень его отдельных этапов с различными способами передвижения.
     
     3 Организация похода, в т.ч. обоснование выбора данного маршрута.
     
     4 График движения и техническое описание похода, включая описание мер по обеспечению безопасности, возможным экстремальным ситуациям, способам ориентирования в условиях ограниченной видимости и т.п.
    
     5 Итоги похода, выводы и рекомендации с описанием наиболее характерных особенностей района и похода.
    
     6 Перечень использованных материалов, литературы, туристских отчетов и других источников информации при подготовке похода и составлении отчета.
    
     7 Приложения:
    
     - списки личного и группового снаряжения, рекомендации по комплектованию снаряжения и инвентаря;
    
     - рацион питания в походе, информация о возможном пополнении продуктов в пути;
    
     - масса продуктов и снаряжения на группу и на одного участника похода;
    
     - смета расходов на поход;
    
     - расписание работы транспорта, узлов связи, расположение пунктов медицинской помощи;
    
     - фотографии (зарисовки) к отчету, характеризующие сложные участки маршрута похода, природу и достопримечательности района;
    
     - обзорная карта района похода с нанесенным на ней маршрутом, его запасными вариантами, обозначенными направлениями движения, местами ночлегов, предприятиями и ориентирами, местами съемок основных фотографий. Карту дополняют эскизами наиболее сложных участков похода с указанием путей их преодоления.




Приложение Г
(рекомендуемое)
Примерный образец паспорта трассы туристского похода
    











ПАСПОРТ ТРАССЫ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА
1 Наименование туристской организации 


Вид туризма 
, трасса похода 




наименование основных географических пунктов
Протяженность 
км, продолжительность 
сут 





Число туристов в одной группе 
чел.



Период похода с 
по 





     






Паспорт составлен 


дата

Изменения внесены 
на с.
(перечислить)

дата

номера страниц

Экземпляры паспорта направлены для согласования:








     
2 План прохождения трассы туристского похода 
    
     




День пути
Участки трассы 
Протяженность, км 
Способ передвижения 




    
     




Итого с активными способами передвижения 
км 

     


3 Схема трассы похода (допускается вклейка карт и схем в масштабе с обозначением трассы похода)

Условные обозначения:

трасса похода

запасные варианты трассы

места ночлегов

приюты
места укрытий

пункты медицинской помощи

пункты связи (указать вид связи)
Краткая характеристика трассы туристского похода.

Описание сложных участков трассы туристского похода


4 Сведения о климате в районе трассы похода (заполняют только на период работы данного маршрута)
    
     





Сведения
Месяцы 

Июнь
Июль 
Август 
И т.п.
Температура, °С:

- средняя;

- минимальная;

- максимальная




Скорость ветра, м/с:

- средняя;

- максимальная




Среднее количество осадков




    
     

5 Возможные стихийные явления и действия группы при их возникновении

    
6 Требования к предпоходной подготовке туристов

Теоретические и практические занятия на турбазе 
    
     




N
Тема 
Число часов занятий 
Форма проведения 




    
     











7 Рекомендации для текста информационного листка к путевке 

В текст путевки вносят рекомендации, касающиеся туристского снаряжения, одежды, обуви и т.д.


     
8 Туристское снаряжение для прохождения трассы:

а) предоставляемое туристской организацией по путевке, в т.ч.:
- групповое (на 
туристов и одного инструктора)





- личное (на 
туристов)





б) предоставляемое за дополнительную плату 

     


9 Благоустройство трассы похода

Маркировка 



Приюты, места ночлегов и укрытий, благоустройство трассы 





Директор 



Старший инструктор 



"СОГЛАСОВАНО"

(подписи согласующих организаций)
     

Рекомендации по составлению паспорта:
    
     1 Паспорт составляют отдельно на трассу каждого основного или тренировочного похода продолжительностью более 1 сут.
    
     2 Паспорт составляет туристская организация, которая начинает организацию похода.
    
     3 Сведения о климате и возможных стихийных явлениях в районе путешествия заносят по данным наблюдений гидрометеослужбы.
    
     4 Паспорт направляют каждой туристской организации, участвующей в обслуживании туристов на трассе похода.
    
     5 Изменения, возникшие в процессе эксплуатации трассы похода, должны быть в месячный срок внесены во все экземпляры паспорта. При необходимости заменяют отдельные листы или составляют новый паспорт.










Приложение Д
(рекомендуемое)
Примерный образец технологической карты экскурсий
    
УТВЕРЖДАЮ

Руководитель туристской организации

инициалы, фамилия

личная подпись, печать
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
на __________ 20 __ г.
Тема экскурсии 


Продолжительность (ч)


Протяженность (км)


Автор-разработчик 

автор, коллектив авторов, организация
Содержание экскурсии 


Маршрут экскурсии 


в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)


    
     







Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок 
Объект показа 
Продолжи-
тельность осмотра в минутах 
Основное содержание информации
Указание по органи-
зации*
Методические указания**
5







      * Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
    
     ** Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

Приложение Е
(рекомендуемое)
Примерный образец схемы маршрута транспортной экскурсии    





УТВЕРЖДАЮ

Руководитель туристской организации

инициалы, фамилия

личная подпись, печать
СХЕМА МАРШРУТА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСКУРСИИ
Маршрут экскурсии 

перечень объектов показа
Продолжительность (ч)


Протяженность (км)


Схема маршрута 

[графическое представление участков перемещения, мест остановок с обозначением продолжительности (мин) и протяженности (км)]
     Расшифровка схемы маршрута:
    
     1 Перечень географических точек следования транспорта по маршруту.
    
     2 Перечень остановок.
    
     3 Обозначение места начала экскурсии.
     
"СОГЛАСОВАНО" (при необходимости)

(подписи согласующих организаций)


Дата 


Библиография
    
     [1] Федеральный закон от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011 

1 комментарий:

  1. Топосъемка земельного участка – это картина геодезических изысканий, который считается картографической почвой для сотворения проекта каждого строительства, еще неотъемлемой составляющей разрешительной градостроительной документации. В практическом применении топографическая съемка наиболее нередко востребована для обеспечивания работ по газификации, получения разрешения на строительство, подготовки ГПЗУ, межевания и корректировки границ кадастра. Необходимость заказать вынос участка в натуру топосъемку есть у собственников личных земляных участков и домов, кадастровых инженеров, проектировщиков и строителей, застройщиков, риелторов и агентов недвижимости.

    ОтветитьУдалить